Общая информация о PISA
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.
Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.
Оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.
Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.
Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:
- Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
- Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
- Ориентация на политику что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом
- Систематичность и планомерность государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижений в сфере образования.
Организатором мероприятия является Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)
Что оценивает международное исследование PISA
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
- Читательская грамотность– под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
- Математическая грамотность– расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
- Естественнонаучная грамотность– ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.
Как подготовится к международному исследованию PISA
В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.
Компетентность понимается как способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
1.Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
2.Дополнить и углубить знания о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию мирового хозяйства.
Помочь в подготовке к международному исследованию Вам могут примеры заданий, предложены на сайте, разбор заданий на укроках вместе с учителем и самостоятельная работа на платформе Bilim-center, где содержаться и обучающие видео и тренажеры по выполнению заданий.
Какие задания используются в исследованиях PISA?
Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений
От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте. Знания и отношение определяют результаты учащихся
Естественно-научная грамотность (примеры заданий)
Задание 1. Сердечно-сосудистые заболевания
У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии.
Теплофотография рук человека до курения (слева) и после курения (справа)
Вопрос 1: Сердечно-сосудистые заболевания
При употреблении алкоголя и курения у человека нарушается работа внутренних органов.
К чему приводит каждая выкуренная сигарета?
Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке
К чему приводит каждая выкуренная сигарета? |
Да или Нет |
Увеличивает работу сердца по проталкиванию крови |
Да/Нет |
Нарушение теплоотдачи |
Да/Нет |
Расширение кровеносных сосудов |
Да/Нет |
Вопрос 2: Сердечно-сосудистые заболевания
Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков «перемежающейся хромотой», которая сопровождается сильной болью во время ходьбы.
К каким последствиям приводит сужение сосудов?
А. Потере трудоспособности на длительное время
В. Инвалидности
С. Приступы боли
- D. Никаких нарушений не наблюдается
Вопрос 3: Сердечно-сосудистые заболевания
Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.
Каким образом тренировка сердца предупреждает заболевания сердечно-сосудистой системы.
Задание 2: Витамины
Витамины – биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Отсутствие или недостаток витаминов вызывает серьезные заболевания. Ничтожно малое их количество оказывает сильное действие на обмен веществ.
Вопрос 1: Витамины
Витамин С содержится в шпинате, черной смородине, клюкве, капусте, во многих плодах и в зеленых частях растений, особенно в побегах.
Что происходит, когда организм в течении длительного времени не получает витамин С?
Вопрос 2: Витамины
Витамин D содержится во многих продуктам. При недостатке в пищи у детей развивается рахит.
Какие симптомы наблюдаются при заболевании рахитом?
Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке
Какие симптомы наблюдаются при заболевании рахитом? |
Да или Нет |
содержание солей в костях оказывается повышенным |
Да/Нет |
замедляется рост |
Да/Нет |
неправильно формируется скелет |
Да/Нет |
Вопрос 3: Витамины
В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности ее хранения.
Как сохранить витамины в пище?
Читательская грамотность (примеры заданий)
Текст«Грипп»
Помимо холодных зимних дней у нас есть еще одна опасность - грипп. Это очень опасное инфекционное заболевание, передающееся через вирусы. В отличие от других инфекционных заболеваний, грипп вызывает пневмонию, отит, синусит, сердечные заболевания и осложнения неврологических заболеваний.
К сожалению, мы пока не привыкли принимать меры против гриппа. Однако мы обнаружили, что очень полезны интерферон, ремантадин, ликопин, амиксин, арбидол, афлутон. Все эти препараты обладают противовирусными лечебными свойствами.Единственный способ защититься от гриппа - вакцинация. Российская компания«Гриппол» и французская компания«Vaxigripp» предложили 11 различных препаратов от гриппа.
- Когда начинается грипп?
А. Весной
В. В холодную погоду
С. В жаркие летние месяцы
Д. В дождливые дни
- Сколько раз в день нужно менять маску?
____________________________________________________________________________
- Назовите органы, воспаляющиеся при гриппе:
_____________________________________________________________________________
4.1. Стоит ли вызывать врача при первых признаках гриппа?__________________
4.2. Достаточно ли проветривать комнату свежим воздухом два раза в день?__________
4.3. Необходимо ли ограничивать потребление жидкости при гриппе?______________________
- Каждый год появляются новые виды гриппа. Неужели борьба человечества с гриппом оказалась бесполезной?
______________________________________________________________________
Математическая грамотность (примеры заданий)
Задача № 1
Незнайка с Гунькой решили сходить в кино и пригласить с собой Кнопочку. Изучи расписание фильмов и планы друзей на эту неделю и определи, на какой фильм они могут пойти все вместе, соблюдая указанные под таблицей условия.
- Реальная белка
- Рио 2
- Красавица и чудовище
- Однажды в лесу
- Олли и сокровища пиратов
- Кот Гром и заколдованный дом
- Кумба
- Новый Человек-паук: Высокое напряжение
Задача № 2
В овощехранилище привезли 3т картофеля. При сортировке 120 кг составили отходы, а остальной картофель разложили в одинаковые пакеты и отправили в 3 магазина: в первый – 300 пакетов, во второй – 320 пакетов, и в третий – 340 пакетов. Сколько килограммов картофеля было отправлено в каждый магазин?
Задача № 3
На пост мера города претендовало три кандидата: Алексеев, Борисов и Володин. Во время выборов за Володина было отдано в 1,5 раза меньше голосов, чем за Алексеева, а за Борисова – в 4 раза больше, чем за Алексеева и Володина вместе. Сколько процентов избирателей проголосовали за победителя?
Задача № 4
Без подручных средств найдите из представленных ниже примеров тот, итог которого (произведение чисел) отличается от остальных.
А) 2 х 6 х 36
Б) 2 х 15 х 16
В) 12 х 8 х 5
Г) 3 х 32 х 5
Д) 3 х 4 х 40